Удалось установить первоначальную форму окон второго этажа. Именно форма окон, декоративные пояски и пилястры придают фасадам Гридницы четко выраженный характер архитектуры гражданского здания второй половины XVII столетия.
Как показало исследование восьми поздних окон боковых крыльев и двух таких же окон в западной стене центральной части здания, все они появились в XIX веке в результате переделки первоначальных оконных проемов, от которых со стороны помещений сохранились фрагменты арочных перемычек и притолок со значительными откосами в сторону последних. Сопоставлением отдельных фрагментов удалось установить очертание внутренних арок. Оказалось, что перекрытие световых проемов окон как изнутри, так и снаружи имело архитравную форму. Доказательством этого являются обнаруженные в кладке концы верхних деревянных горизонтальных брусьев древних оконных колод, впоследствие перерезанных увеличенными по высоте более поздними окнами. На концах этих брусьев были найдены уложенные на ребро профилированные в виде гуська с небольшой полочкой кирпичи (рис. 9 и 10) одинаковых размеров (5,5—6х14—15х28 см) и формы с кирпичами в декоративных поясах.

9. Обмер и фиксация результатов исследования северного проема на западном фасаде

10. Верх восстановленного северного оконного проема западной стены Вид изнутри. Снимок 1958 г.
Найденные древние окна оказались значительно шире дошедших до нас более поздних окон, но несколько ниже их Световые проемы имеют почти квадратную форму (ширина около 1,6 м, высота около 1,55 м) С фасада они обрамлены по трем сторонам (кроме нижней) тем же лекальным кирпичом. Значительная ширина обнаруженных древних проемов не могла не вызвать некоторых сомнений. В связи с этим были тщательно изучены поверхности древних подоконников, заложенных двумя-тремя рядами кирпича при упоминавшейся переделке окон После удаления этих рядов была обнаружена первоначальная известковая обмазка, на которой не оказалось никаких следов от кладки кирпичных столбов Наоборот, на всю ширину проема и на всю толщину стены до нижнего бруса оконной колоды прослеживались отпечатки тесанной топором древней подоконной доски. Таким образом, мы убедились, что никаких каменных вертикальных членений первоначальные оконные проемы Гридницы не имели, и что восстановление широких окон научно обосновано.
Обследование окон в помещениях третьего этажа центральной части Гридницы показало, что в свое время они подверглись некоторому расширению, в результате которого от каждого проема сохранилось лишь по одной притолоке, и появились ныне перекрывающие их полуциркульные арки. Следует заметить, что, судя по наличию древней кладки, почти вплотную подходящей к вновь выложенным притолокам, расширение это было весьма незначительным. Ввиду невозможности точного установления первоначальной формы окон их решено было оставить в дошедшем до нас виде. Наиболее трудным оказалось исследование восточного фасада центральной части в пределах двух нижних этажей Здесь в 70-х годах XIX века был пробит дверной проем и рядом с ним устроено окно. При незначительной ширине центральной части устройство двух новых проемов, естественно, вызвало почти полное уничтожение древней кладки. Случайно сохранившиеся следы ее в настоящее время не дают возможности установить первоначальное состояние этого участка фасадной стены.
Аналогичное положение, осложненное еще большими переделками, создалось во втором этаже того же восточного фасада. Зондажами было установлено наличие здесь четырехкратных переделок, совершенно уничтоживших первоначальные формы стены. Оказалось, что древние проемы второго этажа сперва были заменены двумя окнами и двумя дверями, что одно из окон (южное) впоследствие было переделано в дверь и что, наконец, появилась какая-то арка, от которой при устройстве двух оконных проемов, просуществовавших до момента нашей реставрации, сохранилась лишь северная пята 1
Результаты исследования Гридницы, показавшие широкое применение в ее декоре лекального кирпича и выявившие целый ряд архитектурных и конструктивных деталей, характерных для строительства XVII века — пояски и пилястры на фасадах, формы и размеры оконных проемов, размеры кирпича и т. п., — естественно, вызвали необходимость пересмотра вопроса о принятой некоторыми исследователями 2 датировке Гридницы 1472 годом со ссылкой на Новгородскую IV летопись, в которой под этой датой, действительно, говорится о сооружении каменной Гридницы.
И. И. Красов3 считает этот вопрос нерешенным, И. Э. Грабарь4 и М. К. Каргер 5 вообще не упоминают о Гриднице. Наиболее правильное мнение высказано лишь в редакционном примечании к «Путеводителю по Новгороду» В. П. Ласковского, где про Гридницу сказано, что «по своим архитектурным формам она вряд ли древнее XVII века» 6.
Для всестороннего освещения этого вопроса были использованы и данные археологических раскопок на Ярославовом Дворище, произведенных Новгородским государственным музеем в 1937—1949 годах. Специально были произведены два раскопа у стен Гридницы (в северном проезде и у восточного фасада центральной части здания) 7.
Раскопы доказали, что фундаменты Гридницы сложены из четырех-пяти рядов валунов среднего и крупного размера на глине, с расщебенкой из кирпичного боя и вкраплением местами весьма незначительного количества известкового раствора темно-коричневого цвета. Подошва фундаментов заглублена в среднем лишь на 15—20 см ниже дневной поверхности слоев XV столетия и, следовательно, не могла быть заложена в это время. С другой стороны, верхний обрез фундаментов оказался «а уровне дневной поверхности слоев, близких к концу XVII века. Таким образом, следует считать доказанным, что Гридница построена в конце XVII столетия.
На основании произведенного исследования можно сделать следующие выводы по поводу архитектурного замысла строителей при создании этого интересного сооружения. Западный и восточный фасады Гридницы при всем своем сходстве имеют значительное различие. В первом из них (рис. 11) применено вертикальное членение лопатками на три части, причем средняя служит основанием для завершающего ее восьмигранника с шатровым покрытием. Горизонтальные пояски, проходящие ниже и выше окон второго этажа, играют здесь второстепенную роль.

11. Западный фасад Проект реставрации
В противоположность этому на восточном фасаде (рис. 12 и 13) доминирующее значение имеют горизонтальные членения поясками, а пилястры как бы отходят на второй план. В центральной части фасада они выступают лишь в пределах третьего этажа, сходя на нет на уровне венчающего карниза боковых крыльев здания (наружная плоскость стены третьего этажа несколько западает по отношению к плоскости стены нижележащих этажей) В пределах второго этажа сохранены только угловые пилястры, которые в свою очередь также не доходят до основания здания, а прерываются на уровне нижнего декоративное пояска, опираясь на специально выложенные из лекального кирпича кронштейны Сказанное о восточном фасаде Гридницы в известной степени служит основанием для реставрации его без каких бы то ни было проемов в первом этаже центральной части Отделенный от верхних этажей двойными горизонтальным пояском и лишенный вертикальных членений нижний этаж трактуется в виде продолжения стены — ограды с двумя воротами8 (рис. 13)

12. Восточный фасад Проект реставрации, первый вариант

13. Восточный фасад. Проект реставрации, второй вариант
Северный (торцовый) фасад Гридницы, не имеющий дверных и оконных проемов, расчленен переходящими на него с западного и восточного фасадов горизонтальными поясками (рис. 14) Углы фасада в пределах второго этажа фланкируются пилястрами, доходящими сверху до нижнего двойного пояска При этом пилястра западного угла опирается непосредственно на двойной поясок, а пилястра восточного угла, прорезая его, покоится на таком же кронштейне из лекального кирпича, какие мы видели на восточном фасаде здания.

14. Восточный и северный фасады в процессе реставрации Снимок 1948 г
Вид южного фасада Гридницы установить не удалось, потому что, как было указано выше, он закрыт пристроечным к нему в XIX веке двухэтажным зданием бывшего училища.
Проект реставрации Гридницы (рис. 3, 4, 5, 11, 12, 13), составленный на основании тщательного изучения и Фиксации путем обмера и фотографирование обнаруженных особенностей и деталей памятника, ныне осуществлен.
Однако из-за недостатка исчерпывающих данных, дающих право на научно обоснованную реставрацию, не все из обнаруженного в процессе исследования можно было восстановить. Так, например, следы крестовых сводов в палатах над проездами оказались недостаточными для воссоздания очертания этих сводов. Поэтому пришлось ограничиться устройством плоских деревянных перекрытий, существовавших здесь до повреждения здания в период военных действий. По тем же соображениям в здании сохранена более поздняя каменная лестница.
Что же касается восьми оконных проемов во втором этаже боковых крыльев и двух проемов на западном фасаде в центральной части Гридницы, то габариты их были точно установлены, что дало возможность их реставрации.
Рисунок переплетов сделан в характере окон -ниц XVII века, хранящихся в Государственном Эрмитаже и весьма близких размерам и пропорциям окон Гридницы (рис. 15).

15. Восстанавливаемый оконный проем на западном фасаде
Формы декоративных поясков на фасадах здания также ныне восстановлены в первоначальных своих профилях из специально приготовленных бетонных камней. Бетонные лекальные камни вставлялись на сложном растворе в борозды, заранее выбранные в стенах по следам срубленных старых кирпичей, хвостовые части которых оставлены в кладке, причем точно соблюдалось расположение как отдельных кирпичей, так и образуемых ими декоративных элементов. Благодаря этому сохранилась столь характерная для древнерусских сооружений пластичность архитектурных форм. Венчающий карниз, выложенный, видимо, в конце XVIII столетия, за отсутствием каких-либо данных об его прежних формах был оставлен в дошедшем до нас виде.
Все фасадные стены были обмазаны тонким слоем известкового раствора с последующей побелкой.
Невозможность установления первоначальных форм восточного фасада центральной части Гридницы заставила нас предложить два варианта реставрации упомянутого фасада. Первый (рис. 12) предусматривает сохранение во втором этаже дошедших до нас двух окон лишь с уменьшением их высоты до высоты восстановленных окон боковых крыльев. В первом этаже предлагалось соответственно уменьшить высоту оконного проема и в такой же проем переделать входную дверь. По второму варианту (рис. 13) окна второго этажа предполагалось восстановить по аналогии с окнами центральной части западного фасада, т. е. в габаритах проемов боковых крыльев.
Участок же стены между двумя проездами трактовался как. продолжение ограды, которая вместе с Гридницей и другими древними постройками когда-то составляла восточную границу части территории Ярославова Дворища. Поэтому было решено заложить существовавшие здесь проемы позднейшего времени 9.
* * *
Реставрируя даже отдельные детали лишь в случае бесспорной доказанности их формы, положения и назначения, мы разрешали себе подвергнуть сохранившиеся поздние переделки некоторым незначительным изменениям только в целях их архитектурной увязки с общим обликом памятника (например, уменьшение высоты окон XIX века второго этажа на восточном фасаде).
В процессе обмера и исследования было установлено, что центральная часть Гридницы, увенчанная башней, дала несколько большую осадку, чем боковые крылья, поэтому все горизонтальные пояски и карнизы на восточном и западном фасадах получили заметное провисание. Всякое исправление этой деформации неизбежно повлекло бы за собой передвижку найденных древних оконных проемов и переделку венчающих карнизов, т. е., другими словами, почти полную перекладку сохранившихся древних фасадных стен памятника. Подобные действия противоречат основным принципам реставрации. Поэтому проектом преусматривалось восстановление поясков точно по следам срубленных старых кирпичей, что и было осуществлено в натуре.
В результате описанных работ по исследованию и реставрации Гридницы, помимо почти полного возвращения памятнику его первоначального художественного облика, искаженного многократными переделками, перед нами предстало очищенным от поздних наслоений одно из надвратных сооружений второй половины XVII столетия. Созданное под влиянием архитектуры среднерусских областей, здание отразило также и веками выработанную строгость и лаконичность новгородского зодчества (рис. 16). Достаточно сравнить Гридницу хотя бы с так называемыми Передними воротами Коломенского дворца под Москвой 10, построенными в 70-х годах XVII века, чтобы увидеть, какие простые и убедительные приемы использованы новгородскими мастерами. В Гриднице на Ярославовом Дворище новгородские традиции удачно сочетаются не только с твердо установившимися уже в то время формами шатрового покрытия, но и с такими нововведениями, как устройство широких оконных проемов, появляющихся в памятниках русского зодчества на рубеже XVII и XVIII веков.

16. Восточный фасад после реставрации
В заключение необходимо отметить, что работы по Гриднице помогут решить весьма интересный, с научной точки зрения, вопрос об истории Ярославова Дворища в целом.
____________
1Существование дверей во втором этаже указывает, что на восточном Фасаде в течение одного из позднейших периодов времени было какое-то каменное крыльцо. При раскопках нами был обнаружен фундамент какой то пристройки из местного плитняка и кирпича на известковом растворе Подошва его заложена значительно выше подошвы фундамента восточной стены Гридницы, к которому он примыкает под прямым углом без перевязи и от которого резко отличается по характеру своей кладки. На стене же Гридницы следов примыкания крыльца не обнаружено
2Например, А А. Строков и В. А. Богусевич, указ. соч, стр 64, 68.
3И. И Красов, О местоположении древнего Новгорода, стр. 88.
4И. Э. Грабарь, История русского искусства, М. 1909.
5М. К. Каргер, Новгород Великий, М 1946.
6В. П. Ласковский. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1913. сто. 198.
7Раскопками руководил археолог Новгородского музея Б. К. Мавтейфель. Никаких поизнаков подвальных помещений или «подземелий», о которых упоминает В. С. Передольский (указ. соч., стр. 68), обнаружено не было.
8Здесь речь идет о стене, которая должна была ограждать «государев двор».
9Ученый совет Управления по охране памятников архитектуры Министерства городского строительства 22 августа 1950 г. рассмотрел и одобрил проект реставрации Гридницы, рекомендовав к осуществлению первый вариант. В натуре, однако, пришлось сохранить дверь в первом этаже для более удобной эксплуатации здания.
10И. Э. Грабарь, указ. соч , т. II, стр 307,
Первоисточник:
ПРАКТИКА РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ. СБОРНИК ВТОРОЙ. М., 1958
BBCode-ссылка:
HTML-ссылка: