Ричард Роджерс
хай-тек и экология среды
ХХ век стал переломным в развитии архитектуры. Отказываясь от традиционных стилей, архитекторы стремились к созданию функциональных конструкций, соответствовавших новой эпохе. Реформаторы в архитектуре считали более перспективными простые и практичные конструкции, ставшие возможными благодаря новым технологиям. Технический прогресс предоставил в распоряжение архитекторов сталь, железобетон и прочные стеклоблоки. Зародились такие архитектурные стили как конструктивизм, модернизм, постмодернизм, деконструктивизм и хай-тек. "Знаковым" произведением хай-тека стало здание Центра искусств им. Ж. Помпиду на площади Бобур в Париже, построенное в 1972-1979 гг. по проекту арх. Р. Пиано и Р. Роджерса. И поэтому Ричард Роджерс по праву считается одим из основоположников этого архитектурного направления. Rogers Stirk Harbour + Partners. Ее филиалы расположены в Токио, Мадриде и Барселоне.
Принципы в архитектуре
Вместе со своей супругой Сью Ричард Роджерс разрабатывал концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели. Так в 1967–1968 гг. появились дом фотографа Спендера в графстве Эссекс и дом родителей Роджерса в Уимблдоне (Лондон). Постепенно, делая упор на использование новых технологий и материалов, он логически приходит к принципу хай-тека в архитектуре, который основывается на определении
Ле Корбюзье, что «архитектура – это машина для жилья».
Роджерс часто повторяет, что города будущего «больше не будут, как сегодня, делиться на изолированные зоны одного вида деятельности, а будут представлять собой многоуровневые города прошлого. Районы для проживания, работы, покупок, обучения и развлечения будут перекрывать друг друга, и объекты различного назначения будут располагаться в постоянно меняющихся, модернизирующихся и переделывающихся зданиях».
В основе архитектуры Роджерса лежит идея «тотального дизайна», придающего отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер с выделением конструктивных элементов в качестве ключевых деталей архитектурной фабулы. И все созданные им здания иллюстрируют основную идею
модернизма – «здания как машины»
Оксли-парк Это будет район социального жилья в Великобритании. Роджерс не был бы Роджерсом, если бы не обратился к своей идее фикс со свободно трансформируемым пространством для жилья. Он предлагает так называемый flexi-house – гибкий дом, планировку и внешнее оформление которого можно легко менять. Межкомнатные перегородки внутри коттеджей можно передвигать по своему усмотрению: например, на первом этаже можно сделать студию, а после – возможно, при появлении в семье детей – разделить ее на несколько спален. Внешние стены из фибрового картона высокой плотности можно заменить керамическими. Эти коттеджи также отличаются высокими экологическими показателями: их эксплуатация предусматривает переработку отходов, минимизацию расходов воды и использование восполнимых источников энергии.
Высотка для ВТЦ Своеобразным памятником своей молодости и лондонскому зданию «Ллойда» станет 71-этажное здание, которое Роджерс спроектировал для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Дело в том, что новая башня напоминает «Ллойд»: к массивному параллелепипеду с четырьмя 30-метровыми антеннами с двух сторон добавлены узкие пристройки, которые поддерживают основной объем, позволяя сделать планы внутренних помещений более свободными, не ограниченными структурными опорами.
Фасад здания оформлен диагональными и перпендикулярными пересечениями стальных балок конструкции.
Парк 1 В числе реализуемых на данный момент проектов значится ансамбль под названием «Парк 1», который планируется возвести на одном из островов посреди реки Ханган, на берегах которой расположен Сеул. Комплекс будет включать в себя два офисных здания, гостиницу и торговый центр. Одна из двух башен достигнет 270 м и станет самым высоким зданием в городе. Спирально закручивающаяся решетчатая конструкция небоскребов будет вынесена на фасад, а внутри нее будут помещены отдельные модули офисных помещений. Внизу построят шестиэтажный торговый центр на 400 магазинов.


Приток солнечного света в помещения обеспечат большая площадь остекления и необычная форма перекрытия с грибовидными выступами. Проект стоимостью $1,5 млрд будет реализован до 2010 г. Ричард Роджерс. Архитектурная среда как средство формирования качества жизни человека в начале XXI века.
Ричард Роджерс ведет активную лекционную и преподавательскую деятельность, стремясь увлечь будущих зодчих своими взглядами на миссию архитектуры в современном мире. «Человеческая жизнь всегда зависела от трех переменных: население, ресурсы и окружающая среда», – говорил в одной из своих лекций маэстро: «Но сейчас мы, вероятно, единственная цивилизация, которая сталкивается с постоянным ростом населения, истощением природных ресурсов и разрушением окружающей среды. Другие общества уже сталкивались с подобными проблемами, – жители острова Святой Пасхи, Харрапская цивилизация, культура Теотиуакан в доколумбовой Америке. Исторически общества, не способные справиться с экологическим кризисом, либо мигрировали, либо исчезали. Отличие нынешней ситуации в том, что наш кризис уже не регионального, а глобального масштаба: в него вовлечено все человечество и вся планета».
Анализируя эту общеизвестную проблему, Роджерс приходит к выводу, что именно город представляет собой «возможность для ощутимого улучшения, предотвращения аварийных ситуаций и позитивных изменений». По его мнению «города будущего уже не будут изолированными гетто, скорее они будут напоминать более богато расслоенные города прошлого. Проживание, работа, магазины, учеба и отдых будут пересекаться и размещаться в разнообразной и меняющейся структуре». Он не устает напоминать о том, что архитектура является наиболее социальным из искусств. «Города, – говорит Роджерс, – предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции».
Когда Ричарда Роджерса попросили определить стилистическую константу его произведений, он ответил, что в зданиях всегда стремился особо подчеркнуть компоненты и конструкцию. Он известен как один из первопроходцев и приверженцев идеи рационально обоснованной (sustainable) архитектуры. Модернистское восхищение домом как машиной, интерес к архитектурной чистоте и прозрачности, интеграция публичных и частных пространств, гибкий план этажей, точное соответствие здания нуждам тех, кто им пользуется – отличительные черты его работ. Здания полны света, визуально легки, обладают выразительными силуэтами, с особой поэзией ритма, максимально подчеркнутыми механизмами и системами жизнеобеспечения, да еще и непременно снабженные различными энергосберегающими приспособлениями.
Роджерс редкостный мечтатель, идеалист. Он мечтает об идеальном городе и стремится его создать. Когда город, заставленный глухими железобетонными коробками и заполненный транспортными потоками, превращается в выморочное пространство, лишенное воздуха и украденное у земли и человека-это неправильно. Город для него — прежде всего, публичное пространство, удобное для человека. Машины — неизбежность, но их надо прятать, развивать общественный транспорт и открывать все больше и больше места людям. Надо создавать новые городские акценты, выстраивающие цельность и связанность городского пространства. Больше пешеходных зон, больше прикрытых от непогоды пространств. Идеал этого архитектора— экологическая чистота и социальная прозрачность, симбиоз красоты итальянского ренессансного города и рациональности города-коммуны из прозрачного стекла.
В 1986 году он сделал выставку "London as it could be". И с тех пор неожиданно многое изменилось, хотя в это и не верили. Стало больше публичных площадей, пешеходных мостов, доминант. Мало что из этого было сделано Роджерсом, но такова судьба. Крайне показательно, что в спроектированном им новом небоскребе 122 Leadenhall Street целых семь нижних этажей оставлены пустыми, то есть сохраняется улица, деревья, и при этом все становится закрытым от дождя и удобным для людей. Роджерс, начиная с середины 1990-х годов, разработал массу градостроительных концепций развития и преобразования районов во множестве городов, от Лиссабона до Нью-Йорка, мало что было реализовано, но он не теряет надежды. Роджерс является советником по архитектуре мэров Лондона и Барселоны, а также Тони Блэра и неустанно агитирует за дружелюбный человеку город.
Форма>>Направления>> Ричард Роджерс
автор статьи о Ричарде Роджерсе ©Анна Северенчук, статья написана специально для архитектурного портала "Форма", фотографии зданий и эскизы ©Rogers Stirk Harbour + Partners, использованы по официальному разрешению, перепечатка запрещена.